Wednesday, September 27

Caché

Жорж Лоран (Отой) ведёт литературную передачу на телевидении, его жена Анн (Бинош) тоже работает в литературной среде, а их сын Пьер учится в школе. Благополучная и размеренная жизнь этой семьи начинает рушиться с того момента, как Анн обнаруживает около входной двери видеокассету, на которой запечатлены несколько часов видеосъёмки фасада их дома. Вскоре появляются всё новые записи, но полиция отказывается что-либо делать ввиду отсутствия состава преступления.
Фильм Ханеке снят в предельно лаконичной манере. В нём нет закадровой музыки, камера или неподвижно стоит, напоминая съёмку камеры наблюдения, или равномерно движется вслед за героями, избегая крупных планов. Но за аскетичной манерой киноязыка мы видим сложную эмоциональную драму, сценарий которой написан самим режиссёром.
В определённые моменты фильм становится по-настоящему страшным. А на 85 минуте присутствует сцена такой силы, что ты с трудом превозмогаешь желание остановить произведение и дать себе время прийти в себя. Даниэль Отой в роли Жоржа внешне похож на Роберта Де Ниро, но это обманчивая ассоциация — эмоционально он вызывает сочувствие. В сцене, когда он остаётся в тёмной комнате наедине с воспоминаниями из детства и впечатлениями от только что случившегося, становится до боли его жалко. Бинош в фильме немного, но и она показывает сильную женщину (в особенности, жену и мать) на грани срыва. Если после середины фильма главным воспоминанием от актёрской игры остаётся трогательная Анни Жирардо в роли матери Лорана, то под конец, невозможно отвлечься и выбросить из головы мрачную бурю эмоций Жоржа и Анн.
Визуально фильм больше напоминает документальную хронику, в которой продолжительные эпизоды показывают зачастую ничего не значащие события (улицу или прихожую). Но от этого становится ещё более страшно и ощущение, что то же может случиться и с близкими тебе людьми не покидает и после просмотра. Спасением, на первый взгляд, выглядит финал, в котором запутанная детективная цепочка должна вроде бы объясниться, но Ханеке не из тех режиссёров, что делает предсказуемые финалы. И это скорее плюс, чем минус.